Бабушка с маминой стороны. Когда началась война ей было 16 лет.
К несчастью, наше командование фактически самоуничтожило технику сдвинув ее на новые границы, а потому немцы очень быстро дошли до того села где жила бабушка.
Не знаю, что за село. Мне не рассказывали.
Я не знаю, что немцы сделали с тем селом, но зато знаю, что бабушкину подругу сожгли заживо прямо на глазах бабушки. А ее саму отправили в концлагерь, а потом она работала на полях где-то в Германии.
Естественно, такое не могло пройти бесследно для психики бабушки. И причем пока она была молодая, последствия тех лет проявлялись слабо. А потом началось....
Бабушке везде мерещились враги. Бабушка фактически разрушила семью моей тети Вали, та потом спилась с горя. В итоге она добилась того, что ее начали бояться все ее дети и внуки. Когда она уехала, все вздохнули с облегчением. Впрочем, она все равно посылала по 2-3 письма в год, и эти письма были самыми страшными - потому что она проклинала всех. Читала какие-то заговоры, о чем подробно описывала в этих письмах.
С ней у меня связаны самые страшные кошмары.
А еще есть папина линия, в которой тоже хватает родственников. Тех, кто спился тогда, или сошел с ума.
Я когда-то спрашивала у папы - у вас была возможность выспросить еще адекватных тогда фронтовиков - что они говорили о той войне? Оказалось они вообще о ней предпочитали молчать. Не вспоминать, а разве только поминать погибших.
Потому я не люблю 9 мая. 9 мая - это напоминание не только о войне, но и родственниках, которых эта война изувечила, не только физически, но и морально. В этот день мне никого не хочется поздравлять, это не праздник, это просто день Памяти.